воскресенье, 31 марта 2013 г.

ТАЙНОПИСЬ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА

Андрей ДЬЯЧЕНКО
24 июня 2002 года на стене дома на Исаакиевской площади, в котором жил живописец К.Малевич, появилась мемориальная доска cо знаменитым “Черным квадратом”. В 2005 году Россия отметила 70 лет со дня смерти великого художника и 90-летний юбилей картины “Черный квадрат”. Но страсти вокруг имени этого художника не утихли до сих пор.
Противники художника ведут себя смело, не жалеют громких слов. А ведь даже в тридцатые годы Малевича не предавали анафеме. Создатель “Черного квадрата” всегда вызывал у людей глубокое почтение. В зрелые годы он походил скорее на основателя новой религии, чем на художника-педагога.
Он требовал от учеников беспрекословного подчинения принципам супрематизма, но это окупалось тем поистине безграничным идейным багажом, который приобретали ученики. Многие иностранные гости Петербурга (тогда – Ленинграда), сойдя с трапа самолета, сразу же просили гидов отвезти их в ГИНХУК – давно не существующий институт, и удивлялись, узнав, что этой школы давно уже нет. В памяти этих людей образ Малевича был настоящей иконой. Но наша пропаганда упорно называла великими отнюдь не представителей авангарда советских художников-реалистов.
ЭНЕРГЕТИКА МОГИЛЫ ХУДОЖНИКА
В 1935 году Казимира Севериновича не стало. Он давно готовился к смерти и спроектировал себе особый супрематический гроб сложной формы. В этом особенном гробу тело художника перевезли в Москву. Перед отправкой с Московского вокзала гроб пронесли по Невскому проспекту в сопровождении большого числа людей. Усопший считался революционным художником и Ленсовет без колебаний оплатил эти не совсем обычные похороны. Но не было ни посмертной выставки, ни желания вернуть в СССР работы Малевича, оставшиеся за рубежом. Впереди были годы забвения.
В Москве тело великого авангардиста кремировали, а урну с прахом похоронили в деревне Немчиновка под Москвой. Но первый памятник на могиле Малевича, созданный по эскизу его ученика Николая Суетина, недолго простоял на месте. Монумент представлял собой деревянный куб с черным квадратом, и вандалам не составило особого труда разбить его.
Памятник из дерева был утрачен. Восстанавливать могилу чиновники от культуры не спешили, к тому же начались гонения на авангард. Отметим, что люди, не понимающие абстрактного искусства, есть во многих странах, но нигде в мире споры с абстракционистами не имели такого агрессивного характера как в бывшем СССР. Продолжились они и в современной России, несмотря на то, что рейтинг многих музеев резко повысился вследствие экспонирования в них работ Малевича.
24 июня 2002 года на стене дома на Исаакиевской площади, в котором жил живописец К.Малевич, появилась мемориальная доска cо знаменитым “Черным квадратом”. В 2005 году Россия отметила 70 лет со дня смерти великого художника и 90-летний юбилей картины “Черный квадрат”. Но страсти вокруг имени этого художника не утихли до сих пор.
ГОСТЬ ИЗ ГЛУБИНКИ
Все чаще говорят о тайне Малевича, заложенной в основу особенной притягательности его картин. Одни считают, что не обошлось без дьявола, другие утверждают, что художник концентрировал сильнейшие потоки космической энергии.
Кем же был он на самом деле? Казимир Северинович Малевич родился в 1878 году на Киевщине в семье управляющего сахарным заводом. Он учился в сельскохозяйственном училище, но рано проявил интерес к рисованию. В юном возрасте будущий футурист прошел через период увлечения И.Репиным и И.Шишкиным и неплохо копировал работы русских классиков. Он вполне профессионально работал в области реалистической живописи, а во время Первой мировой войны создавал блестящие агитационные карикатуры, направленные против кайзеровской армии. Никакого абстракционизма в этих работах не было и Малевич мог остаться в истории искусства как пламенный патриот-агитатор типа Маяковского. Ничто не предвещало соприкосновения со сверхъестественным.
Специалисты по аномальным явлениям никогда не заинтересовались бы искусством Малевича, если бы не мечта художника создать параллельный мир. Художник рано пришел к выводу о том, что в реализме все уже создано и надо идти дальше. Но не в смысле поступления в новое учебное заведение или смены места работы, а в смысле генерирования Новой Вселенной.
В те годы многие живописцы говорили о необходимости конструирования нового мира. Необходимость “монтажного” искусства, конструируемого художником из отдельных блоков (отсюда слово «конструктивизм»), буквально витала в воздухе. Сама эпоха, насыщенная техническими и политическими преобразованиями, властно диктовала появление нового отношения к прекрасному. Авангардисты воспевали скорость, быстрое движение. Железнодорожный бум заставлял взглянуть на мир из окна вагона или едущего наперегонки с поездом автомобиля. А еще один бум – авиационный – привел к необходимости взглянуть на землю с небес.
Малевич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, некоторое время работал в Москве, а затем переехал в Петроград, где основал Государственный Институт Художественной Культуры (ГИНХУК).
Имя Малевича тесно связано с понятием “супрематизм” – направлением в искусстве, предполагающем изображение форм в виде простых геометрических фигур, парящих в космическом пространстве. Эти построения уже давно полюбились дизайнерам: в духе Малевича оформлены интерьеры зданий, обложки книг, тара и упаковка некоторых товаров и даже игральные карты… Но художник имел в виду не орнаментально-декоративную сторону жизни, а создание на холстах новой Вселенной.
Малевич создал “параллельный мир”, но не в том смысле, как его трактуют фантасты. Мир геометрических построений – это особая символика многомерного пространства, бесконечно простирающегося во всех направлениях Космоса. Западная Европа и США сразу же признали эту манеру и присвоили живописцу титул великого художника.
БУРЯ ВОКРУГ “ЧЕРНОГО КВАДРАТА”
Но обнаружение новых произведений художника привело к новому витку бума Малевича. Даже сам факт научной экспертизы “Черного квадрата” вызвал к жизни такие горячие споры о творчестве художника, что стало ясно: нерешенных вопросов еще очень много.
Дискуссии о “Черном квадрате” (1913 г.) в последнее время приобрели невиданный размах. Чаще всего представители обыденного сознания говорят, что для создания такого произведения совсем не нужно никаких умений. Но есть и мнение, что это полотно является не познанным до конца чудесным прорывом в бездну, в бесконечность и в четвертое измерение. Говорят также, что сама картина способна провоцировать ощущение беспокойства, отсюда споры, жаркие дискуссии. Уж не значит ли это, что любая репродукция “Черного квадрата” может неким биоэнергетическим образом воздействовать на наши умы и души?
К сожалению, противники Малевича не раз прибегали к провокациям. Недобросовестные люди распространяют слухи о том, что в картинах художника зашифровано пророчество о гибели России, что сама могила художника способна генерировать некую энергию, не говоря уже о репродукциях его работ, излучающих… особенный ядовитый свет.
Уже сегодня ясно одно: супрематизм был новым видением мира, своего рода прорывом в особенное – космическое сознание. Получается, что Вселенная может представать как бездонный колодец слепящего света и геометрические фигуры становятся своего рода “дорожными знаками” на пути в космическую бесконечность.
Ученые расшифровывают эти знаки, словно древние письмена, и постепенно конструируют ход творческого процесса художника, сравнивают его построения с тайнописью. Художник имел в виду взаимопревращения земной и космической энергии и выразил это с помощью клиньев и квадратов.
В зарубежных странах Малевич по праву назван легендарной фигурой столетия. Существуют школы – художественные объединения творцов-единомышленников, имеющие в основе супрематистскую доктрину Малевича.
ДЕТЕКТИВНЫЙ СЮЖЕТ
Но не только интерпретация картин и литературных текстов Малевича ставит в тупик его биографов. Множество тайн связано с не найденными и вообще неизвестными работами. Несколько лет назад был обнаружен один из вариантов всемирно известного “Черного квадрата”. Это настоящая детективная история.
В конце 1990-х годов в Самарское отделение Инкомбанка обратился молодой человек с просьбой купить у него одну из версий “Черного квадрата”. Картина оказалась подлинной. Искусствовед Г.Никич, приглашенный для идентификации картины, вспоминал потом, что “всем сразу стало ясно, что картина подлинная – от нее исходила какая-то специфическая энергия”.
За время хранения картины в банке за ней начали охотиться. А продавец картины после заключения сделки надолго исчез и вернулся домой в состоянии глубокой депрессии. Тогда и было высказано мнение, что энергетика картины долго “не отпускает” владельца.
Семья, продавшая Инкомбанку картину, владела также частью архива Малевича и фрагментами его скульптурных работ. Биографы художника не теряют надежды найти новые фото- и даже кинодокументы, рассказывающие об основателе супрематизма. Противники Малевича, похоже, даже рады, что его работы утрачены. Чего только не писали в последние годы о картине “Черный квадрат”. Это, мол, и сатанинская картина, и основание иудейского храма, и отражение полной бездуховности большевизма, и живописное воплощение той пропасти, в которую ввергает Россию коммунистический строй.
ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИАДЫ-80
В начале восьмидесятых вокруг имени Малевича начались странные виражи судьбы. Его имя вдруг стали со страхом упоминать в связи с предстоящей Олимпиадой–80. Не секрет, что многие зарубежные поклонники русского искусства попытались использовать Олимпиаду для того, чтобы познакомиться с русским авангардом, побывать в местах, связанных с именами М.Шагала, К.Малевича и В.Кандинского.
Началась негласная подготовка к этим событиям. Распространялись слухи, что иностранные гости валом повалят в Немчиновку (кто распускал эти слухи, не установлено до сих пор). К 1980 году в нескольких странах мира прошли выставки работ художника, но если устроители выставок присылали в СССР каталоги, то почтовая цензура нещадно изымала эти издания. Возникло предложение обустроить могилу, но тут выяснилось, что в Немчиновке она не имеет даже официальной регистрации. Пришлось отложить установку надгробья, которое воссоздано лишь недавно. К счастью, никаких скандалов во время Олимпиады-80 не возникло. Может быть, кто-то просто хотел пощекотать нервы организаторам Олимпиады и городским властям Москвы. Затея провалилась: для гостей были предусмотрены самые разные экскурсии на многих языках и кто хотел узнать о судьбе Малевича, увидеть его картины, удовлетворили свое любопытство. Великий супрематист к тому времени уже не только не был запрещен, но даже упоминался в художественных школах в курсах истории искусств. Художнику поистине помогало само Провидение.
Теперь картина “Черный квадрат” висит в Эрмитаже (а еще один вариант находится в Русском музее), и каждый может прийти на свидание с этим многострадальным произведением. Оно многозначно и таинственно, поэтому и встреча с ним обещает быть интересной.

1 комментарий: