пятница, 18 января 2013 г.

Болотное царство Луизианы

Элеонора Мандалян
Многострадальной Луизиане досталось нижнее течение Великой Реки - Миссисипи - и эффектное внедрение ее разветвленной дельты в Мексиканский залив. Преграждая себе путь собственными наносами, она растекается рукавами, создавая вокруг себя стоячие воды. Да и может ли быть иначе, если земли Луизианы – сплошная низина, местами даже ниже уровня моря. Ну а если к затоплениям и наводнениям добавить торнадо, тайфуны и шторма, получится полный комплект стихийных бедствий.

Весь юг штата, неуклонно размываемый и съедаемый водами залива, - это особая природная среда с фантастически-мистической флорой и фауной. Над затянутыми тиной стоячими водами буйно разросшиеся влажные субтропические леса. Стволы и ветви оплетены густой зеленой паутиной мхов, свисающих длинными косами, или облюбованы эпифитами. Эпифиты – особый вид растений, живущих на деревьях. В отличие от, скажем, лиан они не паразиты, поскольку используют деревья лишь как опору, питаясь фотосинтезом и влагой из воздуха (кстати, к эпифитам относят и орхидеи). И растения эти с огромными, яркими, красочными цветками и пышной зеленью придают особый, почти сказочный колорит влажному лесу.


“Главные болота Северной Америки”, соленые топи вдоль побережья Мексиканского залива, уходящие вглубь материка на тысячи гектаров, – наказание и беда юга страны, которую американцы, сколько ни пытались, так и не смогли победить. И потому не нашли ничего лучшего, как превратить их в достопримечательность и экзотику, умудряясь гордиться непроходимыми, коварными топями, кишащими комарьем, ядовитыми гадами и аллигаторами в непосредственной близости от человеческого жилья.
Более 90% всех американских болот приходятся на Луизиану. И, разумеется, они пользуются дурной славой. Так, болота Манчак, что возле Нью-Орлеана, называют “болотами призраков”. Ходят слухи, что их прокляла сама Мария Лаво, королева нью-орлеанского вуду, и с тех пор там происходят таинственные, а иногда и трагические вещи. Для любителей острых ощущений по болотам Манчак организуются “адреналиновые туры” на утлых суденышках – не только днем, но и ночью – по нескольку человек в индейском каноэ. Жутковатую тишину нарушают лишь таинственные редкие всплески, а непроглядную тьму отодвигает нервно пульсирующий свет факела.


Ну а для тех, кто не рвется насладиться экзотикой, а спешит по делам или в гости из штата в штат, болота Луизианы не преграда. Через них проложены великолепные скоростные автотрассы на высоких сваях, по которым можно промчаться с ветерком, взирая свысока на топи и страсти земные.
Луизиана - это и сельскохозяйственный район. На многочисленных плантациях, изначально использовавших труд черных рабов, выращивались сахарный тростник, хлопок, рис, табак, соя. Сохранившиеся вдоль Миссисипи особняки плантаторов-рабовладельцев – живое тому свидетельство и напоминание. Воссоздавая викторианский стиль или копируя греческую архитектуру эпохи Возрождения, внешне они выглядят очень нарядно и безобидно. Но у многих из них темная репутация и мрачное прошлое, поскольку прошли они и через эксплуатацию труда рабов, и через болезненную для южных штатов отмену рабства. В настоящее время большинство плантаций превращено в музеи или места проведения спортивных соревнований, в иных до сих пор живут потомки рабовладельцев.
Поскольку плантации принадлежали, как правило, не просто богатым, а очень богатым людям, там есть на что посмотреть. В них по возможности сохранены дух того времени, фамильные портреты и ценности – антикварная мебель, фарфор, серебро, картины. Первые особняки плантаторы начали строить с конца XVIII в. Это Blythewood, BREC’s на Холме Магнолий, Лиственный Лес Батлера, занесенный в национальный регистр исторических мест страны, Плантация Катальпа, на которой по сей день есть хозяева, правда, охотно впускающие в свой дом экскурсии, и т.д.
Но наиболее известная и популярная среди туристов, вне сомнения, Плантация “Аллея Дубов”. Сама усадьба, традиционно беленькая, с колоннами по фасаду, уже основательно обветшавшая, выполнена в весьма популярном среди американских толстосумов того времени стиле греческого псевдоренессанса. Но изюминка данной плантации не в усадьбе, а в ее дубах. От берега Миссисипи к едва проглядывающему вдали дому ведет аллея из 28 кряжистых, разлапившихся, сросшихся узловатыми ветвями и кронами очень старых дубов. По обе стороны от аллеи, где ветвям опираться не на что, они под собственной тяжестью шатром склоняются до земли. Мимо такой жутковатой красоты никто не может пройти равнодушно.


Дубам как минимум 300 лет, и никто не знает, кем они были посажены. Купил эту землю, уже с дубовой аллеей в конце XVIII в, один из самых богатых людей того времени Габриель Валькур Эмме, известный как “луизианский Людовик XIV”. У него уже была на Миссисипи плантация, еще две он купил для своих дочерей, а эту подарил брату жены, французу Жаку Роману. Жак с семьей и чернокожими рабами прожил здесь до конца своих дней и даже пытался конкурировать с Эмме-Людовиком. С 2002-го усадьба принадлежит государству и открыта для посещений как музей.
Мрачная экзотика луизианских болот в сочетании со стареющими, но хранящими остатки былой роскоши особняками оказалась весьма привлекательной для Голливуда, использующего их в качестве готовых съемочных площадок для фильмов определенного жанра. Здесь уже было отснято как минимум с десяток триллеров. Например, трилогия режиссера Лучио Фульчи “Извне” и “Дом за кладбищем”, больше известный, как “Врата ада”: женщина покупает заброшенный старый отель среди болот Луизианы, в котором некогда был убит колдун-художник, и в подвале дома случайно обнаруживаются Врата, ведущие в Ад.
Плантацию “Аллея Дубов” увековечила не одна киностудия. Самым известным и нашумевшим, практически уже классикой жанра стал великолепный фильм “Интервью с вампиром: Вампирские хроники” - мистика-хоррор-драма режиссера Нила Джордана. Снятый по роману Энн Райс в 1994 г, он отличается от себе подобных философской глубиной, аристократической утонченностью и романтикой. Достаточно сказать, что главные роли (двух обаятельных вампиров по неволе) сыграли совсем еще молодые Том Круз и Брэд Питт. Oak Alley Plantation стала в фильме родовым поместьем одного из них. Оба “вампира” оставили свои записи в гостевой книге усадьбы, что приводит в трепет и восторг гостей-посетителей.
Приехал в 2005 г в Луизиану на поиски подходящей натуры для мистического триллера “Ключ от всех дверей” и режиссер Иэйн Софтли. После долгих, мучительных поисков его выбор пал на Плантацию Фелисите. Съемочную группу ничуть не смутило, что усадьба эта не музей пока, а частная собственность. Софтли легко нашел общий язык с хозяевами, разрешившими перекроить все на свой лад не только в доме, но и в саду.
В фильме “Ключ от всех дверей” героиня случайно наталкивается на чердаке дома, в котором служит, на магические атрибуты черной магии. Самое забавное в том, что, по рассказам самих членов съемочной группы, странные мистические явления начали во время съемок происходить и с ними: шаги, чье-то дыхание, движение воздуха позади них, хотя там никого не было, ни с того ни с сего отказывала вдруг камера, аппаратура, ну и т.д. В результате многие участники, уверовав в потусторонние силы, надели на себя амулеты и обереги.
Кажется, вся жизнь штата так или иначе связана с Великой Рекой. Даже его столица Батон-Руж стоит на ее берегу. Несмотря на свои скромные габариты, город скучным не назовешь. В Батон-Руж находится Университет штата. На территории его кампуса устроен настоящий тематический парк. Тут и Музей изобразительного искусства, и Дендрарий на вершине холма, и Музей сельской доиндустриальной жизни Луизианы – целая деревня из 25 фермерских домов, перевезенных сюда со всего штата. Воссозданные усадьбы XIX в. уютно разместились среди деревьев и зеленых лужаек кампуса, дополненные инвентарем, утварью, аксессуарами жизни тех лет, включая транспортные средства и сельхозтехнику.


В самом центре города Мемориальный Музейный комплекс USS Kidd. На реке стоит на вечной стоянке полностью восстановленный эсминец USS Kidd – ветеран Второй мировой войны, открытый для посещений. На его палубе штурмовик A-7E Corsair и истребитель P-40. На территории комплекса, рядом со зданием музея, Вечный огонь и отполированные стеллы из черного гранита, на которых высечены 7 тысяч имен – граждан Луизианы, погибших во всех войнах, пережитых страной, – от Войны за независимость 1776-го до 11 сентября 2001.
Есть в штате и одно уникальное место. На горном хребте Maсon, около города Эппс, сохранились останки загадочного древнего сооружения из земляных курганов, получившего название Poverty Point, – одна из наиболее значительных археологических находок ХХ века. Маунды (курганы) различной величины и назначения, сооружавшиеся неизвестным народом в неизвестные времена, сотнями разбросаны по всей средней части Штатов. Поскольку это ничем не закрепленные насыпи из обычной земли, обраставшие веками травой, кустарниками, деревьями, на них долгое время не обращали внимания, принимая за природные холмы. Поверти-Пойнт – один из них, причем едва ли не самый древний, самый большой и по конфигурации самый сложный.
О существовании этого поразительного комплекса ничего не было известно вплоть до 1953 г, т.е. до тех пор, пока не проанализировали данные аэрофотосъемки. И сразу же заговорили о сакральной сущности сооружения, об астрономическом назначении и связи с космосом. Однако при этом археологи открыто признают, что они понятия не имеют, кто, а главное зачем проделывал эту титаническую работу.
Весь комплекс представляет собой остатки фигурной платформы для города – земляных валов в форме буквы “С”, края которой обрываются берегом реки. Возможно, изначально город являл собой полный замкнутый круг, но со временем был наполовину разрушен водой. Остались шесть рядов концентрических полукружий с радиальными проходами, (длиной 4 000 футов), сходящимися в центральной площадке. Снаружи круглого “городища” пять отдельно стоящих насыпных маундов, вытянутых по прямой. Центральный, самый большой, имел форму гигантской птицы. Три других – платформы для храмов, и пятый, конический, – могильник. Гигантский по тем временам город на насыпных холмах, в котором могло проживать до 2 тысяч человек, окончательные очертания приобрёл где-то в Х в до н. э. Т.е. сооружению этому больше 3 тысяч лет
Фото взяты с сайта http://xyka.livejournal.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий