пятница, 27 июля 2012 г.

ТАЙНЫ ПОДВОДНЫХ ГЛУБИН


Сегодня на глубинах всего Мирового океана покоится немало затонувших кораблей разных стран и различных эпох. Причем точного их количества не знает никто. По самым приблизительным подсчетам, в морях и океанах хранится ценностей более чем на 600 миллиардов долларов.
Всего же за последние лет двести в пучине сгинули не менее 50.000 судов.
Только в Балтийском море, например, как предполагают шведские специалисты, количество затонувших кораблей исчисляется десятками тысяч! Лишь вдоль шведского побережья за последние несколько сотен лет было документально зарегистрировано около десяти тысяч кораблекрушений. Однако известно лишь чуть более 10 процентов подлинных мест гибели этих кораблей. Неудивительно, что по-прежнему актуальными остаются исследования необъятных океанских просторов, хранящих в своих глубинах еще не раскрытые тайны.
Недавно в районе острова Кильдин, что примерно в 60 километрах северо-западнее Мурманска, международной исследовательской экспедицией было обнаружено американское грузовое судно типа «Либерти», затопленное, как предполагается, немецкой подлодкой в 1945 году. Эти крупные морские суда, способные перевозить более 250 танков, специально строились для доставки Советскому Союзу помощи по ленд-лизу через Северный Ледовитый океан. Затопленное немецкой подлодкой американское судно везло в СССР два паровоза, паровозные станины с колесами, трактора, металлические балки, гильзы для снарядов и другие грузы. Исследователи руководствовались архивными документами о возможном нахождении этого грузового судна в районе поиска.
А вот немецкие кладоискатели Клаус Кепплер и Мартин Венцель, обследовав множество затонувших кораблей у берегов Индонезии, наткнулись на британский корабль «Форбс», затонувший в 1806 году. Из архивных записей следует, что капитан судна Фрэзер Синклер был пиратом и имел королевское разрешение на корсарскую деятельность. Корабль налетел на риф между Борнео и Суматрой, но команде удалось спастись. На борту оказалось 1,5 тонны серебряных монет, золотые украшения с дорогими камнями, хрусталь, 400 бутылок вина и старинный китайский фарфор династии Мин.
Некоторое время назад крупная находка была обнаружена и в Южно-Китайском море. Здесь было поднято 30-метровое торговое судно, которое пролежало на дне около 800 лет. Корабль был найден неподалеку от побережья провинции Гуандун. На борту находилось большое количество золота, серебра, фарфора, несколько тысяч медных монет времен династии Сун. Где-то в Цусимском проливе на дне покоится крейсер «Адмирал Нахимов», потопленный японцами в 1905 году. По некоторым сведениям, на нем находилось жалованье для российского флота на Дальнем Востоке.
А у берегов Австралии были найдены обломки первого американского корабля, потопленного во Второй мировой войне. «Сити оф Рейвилль», перевозивший графит, медь и шерсть из австралийского штата Виктория в Нью-Йорк, подорвался на мине 8 ноября 1940 года. Сейчас его обломки, почти полностью заросшие кораллами, лежат на 70-метровой глубине в 14 километрах от мыса Отуэй. В индонезийских водах были также найдены два британских корабля, затонувших во время Второй мировой войны в битве с кораблями ВМС Японии в марте 1942 года. Крейсер «Эксетер» и эсминец «Энкаунтер» были обнаружены американскими и австралийскими исследователями после шестилетних поисков в Яванском море, в 90 милях к северу от индонезийского острова Бовеан.
На дне Эгейского моря на глубине 70 метров, близ острова Кеа, был обнаружен огромный корабль длиной 180 метров с тяжелым вооружением, сохранившимся до настоящего времени. Как установили специалисты - это французский океанский лайнер «Burdigala». В годы Первой мировой войны судно было реквизировано для транспортировки войск и потоплено в ноябре 1916 года немецкой подводной лодкой U-73...
Говоря об экспедициях к затонувшим кораблям, проведенных за последнее время, стоит вспомнить и о недавней совместной акции российских и болгарских аквалангистов. Они обследовали затонувшую у берегов Болгарии советскую подводную лодку времен Великой Отечественной войны. Эта субмарина погибла в районе мыса Шабла в 1942 году. Участники экспедиции тщательно обследовали объект, провели видео- и фотосъемку. На корпусе лодки была установлена мемориальная табличка в память о членах экипажа.
Экспедиция проводилась в рамках акции «Поклон кораблям Великой Победы», в ходе которой в Черном море аквалангистами были обнаружены более десятка кораблей, судов и самолетов времен войны. Так, к примеру, некоторое время назад в районе мыса Мысхако было обнаружено военное судно «Миус», затонувшее предположительно в 1942 году на глубине 44 - 45 метров. В километре от места гибели судна «Миус» лежит малый минный заградитель «Заря», который подорвался на мине в 1943 году.
В Балаклавской бухте во время войны 1853 - 1856 гг. на дно ушел во время шторма британский парусно-винтовой фрегат «Принц» (известен в истории как «Черный принц»), одно из первых железных судов королевских ВМС. Уже длительное время его пытаются найти в надежде завладеть золотом - жалованьем всего экспедиционного корпуса англичан, штурмовавших Севастополь.
Сегодня мало кто помнит, что в 1920-е годы в СССР была создана легендарная экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) именно с целью подъема «Принца». С началом Великой Отечественной войны ЭПРОН была преобразована в Аварийно-спасательную службу ВМФ. К поискам «Принца» советское правительство привлекало даже японских водолазов, но все безуспешно. Балаклавская бухта по-прежнему хранит тайну «Принца», привлекая многочисленных охотников за сокровищами...
Экспедиции, подобные российско-болгарской, конечно, далеко не всегда приносят их участникам доходы. Скорее они позволяют получить хоть какие-то ответы на вопросы, связанные с различными трагедиями на океанских и морских просторах. Как еще один из таких примеров - научная экспедиция института археологии Национальной академии наук Украины, которая провела обследование одесского пассажирского парохода «Ленин», затонувшего в 1941 году на траверсе крымского мыса Сарыч. Был обследован лежащий на морском дне пароход с помощью разработанных украинскими специалистами телеуправляемого подводного аппарата «Софокл» и гидролокатора кругового обзора «Акинак».
По словам директора департамента подводного наследия этого института Сергея Воронова, пароход официально должен быть признан братской могилой. В свой последний рейс судно, построенное в 1909 году, а в годы советской власти переименованное из «Симбирска» в «Ленин», отправилось из Одессы 24 июля 1941-го. Вместе с ним по направлению к Крыму вышли из порта два транспорта - «Грузия» и «Ворошилов». Точных данных о том, сколько людей было принято на борт «Ленина», нет и сегодня. Изначально рассчитанный на перевозку 472 пассажиров, он, как вспоминали очевидцы, был «заполнен под завязку». На теплоходе находились, кроме членов экипажа, военнослужащие и беженцы.
Трагедия произошла в 23.30 27 июля: в районе носовой части головного транспорта «Ленин» раздался взрыв. Что стало его причиной, до сих пор доподлинно неизвестно. Однако большинство исследователей склоняются к версии, что судно подорвалось на мине. Пароход затонул так быстро, что шлюпок с него спустить не успели. По разным оценкам, число погибших составило от 650 до 2.500 человек...
Исследования подводных глубин небезопасны. Порой подобные акции заканчиваются трагически. Недавно в Греции от кессонной болезни скончался британец Карл Спенсер, участник подводной экспедиции, снаряженной в Эгейское море американским журналом «National Geographic» для изучения останков затонувшего в 1916 году британского судна. После подъема на поверхность 37-летний дайвер потерял сознание. В срочном порядке он был доставлен в военно-морской госпиталь, однако его не удалось спасти. Съемочная группа вела работы недалеко от греческого острова Кеа, где в 1916 году затонуло госпитальное судно «Британник», наскочившее на мину. Оно представляло собой модернизированную версию погибшего в 1912 году «Титаника». В 1915 году, после того как началась Первая мировая война, он был реквизирован британским адмиралтейством, переименован и переоборудован под госпитальное судно. Секретов, которые продолжает хранить «Британник», Спенсер уже не узнает никогда...
Каких только тайн не хранит еще Мировой океан. 361 млн. квадратных километров, или более 70 процентов поверхности нашей планеты, занято водой. Один только Тихий океан по площади больше всей земной суши. В Северном полушарии планеты водой занят 61% его поверхности, в Южном - 81%. Общий объем воды в океанских бассейнах 1.370 млн. кубических километров. Средняя глубина океанов - около 4 километров...
По утверждению члена Русского географического общества Ивана Кольцова, на дне океанов сохраняются даже корабли древних цивилизаций, возраст которых многие сотни лет. По его утверждению, такой корабль, затонувший в Северном Ледовитом океане при подходе к Новосибирским островам, можно поднять и сегодня. Его место нахождение известно.
Одно из самых загадочных мест на нашей планете - Бермудский треугольник. Так называется район в северо-западной части Атлантического океана между островами Бермудскими, Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида. Этот треугольник известен периодическими катастрофами по невыясненным причинам судов и самолетов. Установлено, что с 1914 года здесь пропало без вести около двух тысяч моряков и летчиков. Одни исследователи в качестве причин трагедий выдвигают мистические гипотезы: «искривления пространства-времени», «черные дыры в пространстве», «вмешательство инопланетян».
Другие видят причину в подводной вулканической деятельности или в выделении из недр морского дна огромного объема токсичного газа (например, метана). Их доводы основываются на неоднократном наблюдении космонавтами и летчиками на океанской поверхности этого района белых пятен, столбов и конусов воды диаметром не менее чем в 1 милю, напоминающих по форме цветную капусту, а также мощных поднятий уровня океана. Выбрасываемые на поверхность под большим давлением продукты извержения вулкана или токсичный газ могут отравить экипажи судов или самолетов, а кроме того, морская вода, насыщенная газами, пеплом теряет свою плотность, отчего осадка судов увеличивается на 30 - 40 см, и они при других сопутствующих неблагоприятных факторах (сильном волнении, смерчах) могут терять плавучесть и затонуть. Третьи исследователи пытаются объяснить катастрофы аномалиями гравитационного поля Земли.
Но ни одна из гипотез до настоящего времени не доказана. Бермудский треугольник так и остается непознанной «загадкой» Мирового океана. В Тихом океане подобной же печальной известностью пользуется «море дьявола», расположенное в треугольнике между Японией, островом Гуам и северной частью Филиппинских островов.
Достоверные ответы на все загадки, которые ставят перед нами необъятные океанские просторы, вряд ли удастся найти. Ясно лишь то, что поиск этих ответов будет бесконечным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий