понедельник, 30 июля 2012 г.

Тайна гибели королевы атлантики

Федор ПЕРФИЛОВ
7 мая 1915 года германская подводная лодка потопила британский пассажирский корабль «Лузитания». По своим масштабам эта трагедия на воде вполне сопоставима с гибелью знаменитого «Титаника», ведь в результате варварской акции немецких подводников погибли 1198 человек. Некоторые историки не без оснований считают, что морской лайнер, который называли королевой Атлантики, стал жертвой заговора, его целью было втянуть США в Первую мировую войну.



Королева и король
«Лузитания» была спущена на воду 7 июня 1906 года. Этот роскошный пассажирский корабль, в котором нашли воплощение все достижения технической мысли начала ХХ века, по праву называли плавучим дворцом. В первое плавание из Ливерпуля в Нью-Йорк 7 сентября 1907 года «Лузитанию» провожали 200 тысяч человек. Журналисты с восторгом описывали внутреннее убранство корабля, двухэтажная столовая которого в I классе была оформлена в стиле Людовика XVI, а шикарная отделка салонов просто поражала воображение. Впервые на пассажирском корабле были установлены лифты, телефоны в каютах и кондиционеры. Мощные паровые турбины позволяли достигать скорости до 25 узлов в час, что позволило кораблю уже во втором плавании завоевать «Голубую ленту Атлантики», символический приз самому быстроходному «трансатлантику».
"Хотя «Лузитания» была спущена на воду на пять лет раньше «Титаника», эти два корабля вполне сопоставимы по своим масштабам (по длине судна: 240 и 259,83 м
Если «Лузитанию» называли королевой Атлантики, то «Титаник» заслуженно мог стать ее королем, однако столкновение с айсбергом стало роковым для этого прекрасного корабля. Трудно найти человека, который бы не знал (особенно после знаменитого фильма) о трагической судьбе «Титаника», но лишь немногим известно, что через три года после его гибели от немецкой торпеды пошла на дно и королева Атлантики, при этом погибло 1198 человек, в том числе женщины и дети. Драма «Лузитании» позабыта, а в ней было не меньше ужасного, героического и даже мистического.
Телеграммы с подписью «Смерть»
1 мая 1915 года «Лузитания» вышла из Нью-Йорка, чтобы в 202 раз пересечь Атлантику. На душе у команды судна и его пассажиров было тревожно: перед самой отправкой корабля в плавание во многих газетах появилось предупреждение, в котором германский посол сообщал, что все суда, несущие флаг Великобритании и ее союзников при входе в военную зону, примыкающую к Британским островам, подлежат уничтожению. Как объяснил журналистам посол Йоган фон Бернсторф, данное предупреждение являлось… «актом дружбы» по отношению к США, так как было вызвано заботой о безопасности граждан этой страны. Дошло до того, что фотографы прямо перед отправкой судна торговали снимками знаменитого лайнера, громко выкрикивая: «Последний рейс „Лузитании‘‘!»
Но гораздо страшнее и конкретнее были таинственные предупреждения, которые лично получили многие пассажиры. Знаменитый миллионер Альфред Гуинни Вандербилт, чьи капиталы составляли около 100 млн долларов, получил телеграмму следующего содержания: «Из достоверных источников известно, что «Лузитания» подлежит торпедированию. Вы поступите лучше, если немедленно отмените поездку». Десятки подобных телеграмм поступили прямо на корабль, причем часть из них была с жуткой подписью «Смерть»…
Кто послал эти телеграммы? Какой-то ясновидящий, которому открылась страшная картина будущих событий? Или судьба корабля была предопределена заранее, и на него специально охотились?
Вандербилт вызывал особый интерес у репортеров, ведь три года назад этот человек в ночь перед роковым плаванием «Титаника» отказался от поездки на этом корабле и практически избежал смерти. Теперь он стоял на палубе «Лузитании» и лишь улыбался, выслушивая уверения капитана Тэрнера, что его судно способно уйти от любой немецкой субмарины. Предвидел ли Вандербилт на этот раз трагический исход путешествия? Если предвидел, то почему не сошел на берег? Может, он просто решил бросить вызов судьбе?
Только актриса Элен Тэрри вняла настойчивым просьбам своих друзей и отказалась от билета на «Лузитанию», отправившись в Англию на американском судне «Нью-Йорк». Несмотря на определенную тревогу, большинство пассажиров верило в «непотопляемость» этого великолепного корабля (вспомним, что и «Титаник» считали непотопляемым!), на которую усиленно указывали его владельцы. Лайнер на самом деле имел двойное дно и водонепроницаемые перегородки и считался очень надежным. Кроме того, «Лузитания» по своим скоростным характеристикам была способна уйти от любой немецкой подлодки. Английские военные корабли должны были встретить лайнер у побережья Ирландии и сопроводить его до пункта назначения. Поэтому практически все, кто взял билеты, отправились в этот роковой рейс, включая 129 детей. Вместе с командой на судне было почти 2 тысячи человек.
Убийца кораблей
7 мая 1915 года у побережья Ирландии в 15 милях к югу от мыса Олд-Хед-оф-Кинсейл в надводном положении шла немецкая подводная лодка U-20. Ее командир лейтенант Вальтер Швигер был доволен своим первым боевым походом. За два дня он потопил торпедами два парохода и расстрелял из пушки парусное судно. Где-то рядом находились еще несколько немецких субмарин, которые тоже охотились за кораблями противника. Всего к концу апреля германские подлодки потопили уже 66 кораблей.
Утренний туман поредел, и Швигер все чаще подносил к глазам бинокль, пытаясь найти очередную жертву для своих торпед. Около 14 часов Швигер заметил в бинокль черное пятнышко на западе, которое очень быстро увеличивалось в размерах. Это спешила навстречу своей гибели «Лузитания». После объявленной боевой тревоги субмарина мгновенно погрузилась на перископную глубину. Перед погружением Швигер приказал записать в судовой журнал, что приближающееся судно опознано как большой пассажирский пароход.
Субмарина полным ходом сближалась с очередной жертвой, а на «Лузитании» еще никто не знал, что их корабль находится на прицеле у подводного убийцы. Как назло, капитан Тэрнер после того, как туман развеялся, решил точно определить положение своего судна. Для этого надо было немного сбавить ход и идти около 30 минут постоянным курсом, не проводя маневрирование, которое часто спасало суда от попадания торпед. Сам того не ведая, капитан «Лузитании» создал Швигеру просто идеальные условия для прицельного пуска торпеды. Последнего же абсолютно не волновало, что на корабле находились гражданские люди, в том числе женщины и дети.
В 14:09 субмарина Швигера выпустила по лайнеру торпеду. Впередсмотрящий на баке «Лузитании» матрос Лесли Мортон увидел страшную для любого моряка белую полоску на водной поверхности и крикнул в мегафон на мостик: «Торпеды с правого борта!» Капитан Тэрнер уже ничего не мог сделать. В 14:10 Швигер записал в журнале, что торпеда попала в цель, а пароход, кренясь на правый борт, стал погружаться носом…
18 минут ада
«Палуба, казалось, приподнялась под ногами и снова осела. Наружу с шумом вырвался столб воды и пара, вместе с кусками угля, обломками дерева и стальными осколками, которые, взметнувшись на 160 футов выше радиоантенны, затем лавиной обрушились на верхнюю палубу. Королева скорости как бы споткнулась и накренилась на правый борт» — так описывают момент попадания в корабль торпеды А. А. и М. Хоулинги в своей книге «Последний рейс „Лузитании‘‘».
Капитан Тэрнер пытался дотянуть корабль до земли, но все было тщетно: машинный телеграф не работал, и паропроводы были перебиты. Судно еще шло по инерции, но управлять им было нельзя. Несколько драгоценных минут на судне царило замешательство. Только радист Роберт Лейт, не ожидая приказа, несколько раз отстучал в эфир радиограмму с позывными «Лузитании»: «Приходите немедленно. Большой крен. Десять миль южнее Олд-Хед-оф-Кинсейл».
Никто не знал, останется ли судно на плаву, а тем временем корабль перестал крениться и даже стал выпрямляться. Многие уже подумали, что все обойдется, но, увы, крен стал увеличиваться опять. Во время взрыва погибли десятки матросов, которые имели навык спуска шлюпок, кроме того, крен вскоре сделал невозможным использование шлюпок с левого борта. Первая же попытка спустить шлюпку оказалась неудачной, люди из нее высыпались еще до того, как она достигла воды. Часть пассажиров металась по кораблю, разыскивая спасательные жилеты, некоторые в состоянии шока отрешенно наблюдали за происходящим.
Тем временем сигнал о помощи с «Лузитании» был принят рядом кораблей, которые сразу поспешили на помощь, с берега же отчалила целая флотилия мелких суденышек. На самом же лайнере царила паника. Еще одна неумело спущенная за борт шлюпка опрокинулась, и все, кто в ней был, вывалились в море. Спускать шлюпки мешал все более увеличивающийся крен. К сожалению, и сама «Лузитания» все еще продолжала движение, что тоже осложняло спуск спасательных средств.
Через несколько минут стало ясно, что корабль затонет раньше, чем все шлюпки удастся спустить на воду. Палуба накренилась и передвигаться по ней стало затруднительно. Многие с ужасом отмечали, что нигде почти не видно детей. Группа чумазых кочегаров пыталась овладеть шлюпкой, но их оттеснили и стали сажать в нее только женщин. Однако трос талей застрял в блоке, а когда его кто-то перерезал, все женщины из шлюпки попадали в воду. Еще одну спущенную шлюпку встречный поток воды прижал к борту, где она была раздавлена.
Наблюдающий за всем этим ужасом Швигер записал в своем журнале: «Судно вот-вот опрокинется. Большая растерянность на борту. Шлюпки вывалены, и некоторые из них спущены на воду. Они, должно быть, потеряли головы. Переполненные шлюпки были спущены носом или кормой вниз и поэтому сразу же заполнились водой и затонули. Вследствие крена удалось спустить меньшую часть шлюпок».
Миллионер Вандербилт проявил себя настоящим рыцарем. Совершенно не умея плавать, он тем не менее отдал свой спасательный жилет 25-летней няне из Сиэтла Алисе Миддлтон. Кто-то слышал, как он приказал своему слуге найти всех ребятишек, которых еще можно спасти. Впоследствии выяснилось, что Вандербилт погиб, и даже тела его не удалось найти…
«Лузитания» затонула через 18 минут с момента попадания торпеды. В воде плавали многочисленные обломки и тела погибших, самое страшное, что среди них было очень много детей (из 129 детей погибло 94). Около 30 человек утонули из-за неправильно одетых спасательных жилетов. Всего из 1959 человек, отправившихся в этот роковой рейс, погибло 1198.
«Негритянка» из… пароходной трубы
Среди спасенных подоспевшими судами были и настоящие счастливчики. Маргарет Гвайер при погружении «Лузитании» всосало в одну из ее труб. Однако взрыв внутри судна выбросил женщину из трубы как снаряд из пушки. Она пролетела по воздуху и, благополучно миновав обломки и перевернутые шлюпки, упала в воду.
Через некоторое время ее крик услышали на одной из шлюпок и Гвайер вытащили из воды. Сначала ее приняли за африканку, ведь на ее теле не было ни клочка белой кожи… Ее рассказ о том, как ее выбросило из пароходной трубы, многие восприняли неправдоподобным.
Уже на борту спасательного судна Маргарет снова улыбнулась удача: в одном из спасенных она узнала своего мужа-священника.
Когда она бросилась к нему на шею, тот сначала не смог узнать в подбежавшей к нему «негритянке» свою супругу. Потом они долго стояли обнявшись, то начиная смеяться, то плакать.
В трубу засосало и Вильяма Пирпонта из Ливерпуля, однако, и его выбросило взрывом. Пролетев по воздуху, он удачно приводнился и лихорадочно поплыл прочь от погружающегося парохода. Ему тоже удалось спастись.
Заговор или головотяпство?
Из 159 американских граждан, плывших на «Лузитании» погибло 124. Некоторые историки считают, что существовал заговор, жертвами которого и стали пассажиры этого великолепного лайнера. Целью заговора было втянуть США в Первую мировую войну.
Вспомним о таинственных предупреждениях о готовящемся торпедировании лайнера. Может, это была попытка кого-то, знающего о заговоре, но вынужденного хранить молчание, спасти хоть наиболее важных персон из пассажиров? Вызывают недоумение и радиограммы, которые получал капитан Тэрнер. В них говорилось об активности немецких субмарин, но ничего не сообщалось о потопленных ими кораблях. Подобная информация, конечно, насторожила бы Тэрнера, и он, скорее всего, вел бы свой корабль зигзагами и на полной скорости, что весьма бы затруднило торпедную атаку. Не был предоставлен «Лузитании» и достойный эскорт у берегов Ирландии, а устаревший тихоходный крейсер «Джуно», не оснащенный глубинными бомбами, так и не успел к ней подойти.
Втягивание США в войну было выгодно, конечно, не немцам, а Великобритании и некоторым американским кругам. Не исключено, что немцам была подкинута информация (дезинформация?) о военном грузе на борту лайнера и германские подлодки специально охотились за «Лузитанией». На лайнере на самом деле находились кое-какие военные грузы. Немцы потом утверждали, что это были 5450 ящиков с боеприпасами.
Существовал ли на самом деле заговор? Об этом мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Гибель «Лузитании» вызвала глубокое возмущение во всем мире, но эта трагедия не втянула США в войну, это произошло лишь в апреле 1917 года, когда Германия возобновила интенсивную подводную войну. В сентябре же 1917 года Швигер, убийца «Лузитании», пошел на дно вместе со своей субмариной, которая подорвалась на мине у датских берегов.

http://anomaliy.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий